Глоссарий
просмотров: 65
минут на чтение: 4 мин.
8/15/2021

Коллизии в проектировании

Проектирование любого современного здания – сложный и многозадачный процесс, в котором задействовано большое количество участников. Возникновение коллизий в нем неизбежно. Предлагаем разобраться в этом вопросе.

Начнем с определения, которое принято использовать в профессиональной среде. Мы будем рассматривать противоречия и несоответствия одних частей системы (в нашем случае строящегося объекта) другим. Они могут возникать на любой стадии жизненного цикла, но сейчас нас интересует именно этап проектирования. В этом контексте, речь идет о пересечении или техническом несовпадении запроектированных элементов.

Как правило, коллизии в проектировании являются одним из последствий некачественно выполненных работ. Подробнее о недостатках в проектировании можно почитать здесь.

Одна из основных причин возникновения коллизий в проектировании – большое количество исполнителей в рамках одного проекта, которые часто работают автономно. В результате на проверку и выявление ошибок может уйти больше времени, чем на само проектирование. Чем больше людей трудятся над проектом, тем выше вероятность появления ошибок. Предполагаемое комплектующее оборудование банально может не соответствовать тому, которое есть в наличии у поставщиков.

Исходя из зарубежной и российской практики можно выделить три основные группы коллизий:

  • «жесткие»: физическое пересечение элементов. Пример: конструктивные балки и воздуховоды пересекаются между собой.
  • «мягкие»: элементы сами друг с другом не пересекаются, но есть наложение окружающего пространства и нормируемых зон эксплуатации. Пример: запроектированная колонна расположена на траектории открытия двери;
  • пространственно-временные: несоответствия ресурсов календарно-сетевого графика. Пример: временные конструкции ограничивают доступ ко входу.

Также среди специалистов распространено деление коллизий на геометрические и технологические.

Первый тип связан с пересечением объектов или отдельных элементов. При этом речь идет не только об ошибках, которые приводят к физическому наложению конкретных частей здания друг на друга, но и с отсутствием соблюдения допустимых расстояний, регламентированных в нормативных актах, ГОСТ, СНиП, СП, ПУЭ и т.д.

Коллизии в проектировании

Когда речь идет о втором типе, то в первую очередь говорят о нарушениях условий функционирования всей системы. Например, проектировщик мог забыть установить переход для согласования разного диаметра трубопроводов, которые связаны между собой. Также к этой категории относятся недочеты проектирования, приводящие к усложнению монтажа или даже делающих его вообще невозможным.

Для выявления и устранения коллизий в настоящее время активно применяется построение 3D-моделей и принципы BIM-проектирования. Разработка трехмерной информационной модели позволяет разглядеть, где именно в пространстве будут располагаться элементы системы, устранив все пересечения. Важно, что современные технологии позволяют выявить ошибки проектирования и несостыковки между разделами проектной документации максимально рано, что позволяет сократить возможные дальнейшие риски при строительстве объекта. Ведь чем позже появится информация о недочете, тем больше будет стоить его устранение. Всегда проще что-то исправить в исходном файле, чем переделывать чертеж, согласованный десятком человек. А о случаях, когда придется менять уже установленные конструкции даже и говорить не будем.

Несвоевременное обнаружение коллизий приводит к формированию бросовых работ. Подробнее по этой теме можно узнать в нашей статье.


В заключение хотелось бы привести несколько цифр. По данным Американской ассоциации строительства и девелопмента (Association of Construction and Development), в среднем каждая выявленная коллизия экономит около $17000 на проекте. В крупных промышленных и инфраструктурных проектах обнаруживается около 2000-3000 коллизий, что экономит около $34 млн. Даже на этих общих примерах уже становится ясна ценность своевременного выявления коллизий и их устранения.